О Божественном заступничестве Русской земле

Опубликовано 25 Авг 2009 
Рубрики: Троицкая летопись

О Божественном заступничестве Русской землеВпрочем, самоутверждение русской правящей династии в глазах Европы начинается с 90-х годов XV века, когда на государственной печати Ивана III появляется двуглавый орел — геральдический символ Священной Римской империи. Самым заметным идеологическим предприятием последующего времени является Никоновская летопись, созданная в конце 20-х — начале 30-х годов XVI в. при личном участии митрополита Даниила57. Защита Православной веры, борьба с еретиками, обоснование автокефалии Русской церкви, отстаивание имущественных интересов митрополичьей кафедры и права монастырей на владение селами с населяющими их крестьянами — вот круг животрепещущих вопросов, волновавших составителей летописного свода. Но митрополит Даниил не упускал из вида и аспекты «большой» политики: великий князь Иван III последовательно титулуется «самодержцем и царем», Василий III — «православным царем»; преемственность от византийского наследства подчеркивается упоминанием «Мономаховой шапки», украшавшей головы российских венценосцев; рассказ о падении Константинополя в 1453 г. дополнен так называемой «Хронографической» редакцией Повести Нестора-Искандера58, сопровождавшейся многозначительным пророчеством о судьбе города: «пишет бо: Русии же род с преждесоз-дателными всего Измаилта победят и Седмохолмаго приимут с преж-дезаконми его и в нем въцарятся».

Значительно усилена тема о Божественном заступничестве Русской земле: под 1392 г. вставлена Пахо-миевская (2-я) редакция Жития Сергия Радонежского с описанием явления преподобному Сергию Богородицы с апостолами Петром и Иоанном Богословом, в котором Пречистая обещала покровительство «святому месту сему»; под 1395 г. читается Пахомиевская редакция Повести о Темир-Аксаке с добавленным эпизодом о явлении парящей в воздухе Богородицы со «множеством воинства», «претящей люте» азиатскому завоевателю,— в результате чего грозный Тимур «устреми-ся на бег», гонимый гневом Божиим. Конечно, в летопись перенесен основной тезис Повести о написании иконы Владимирской Богоматери апостолом Лукой. Самыми выдающимися историко-литературными трудами XVI в. являются Степенная книга и Лицевой летописный свод Ивана Грозного. В Степенной книге, составленной, по убедительному заключению П. Г. Васенко, в начале 1560-х годов царским духовником и протопопом придворного Благовещенского собора Андреем (позже — митрополит Афанасий), Русская история представлена по «степеням» — правлениям великих князей, биографии которых приближены к житиям святых.

Комментарии

Комментарии закрыты.